Царицынское
Генеалогическое
Общество
основано
в 2006 году
* * *
| |
Историк Н.И. Костомаров о мировоззрении дубовского купца Онуфрия Казеева
Н.Н. Сухова
(Исторические науки, №1, 2009 г.)
Дубовка Саратовской губернии - богатый торговый приволжский посад. В середине 19 века в ней проживало 18 тысяч коренных жителей. Удаленность Дубовки от центральной власти, слабое местное управление и полицейский надзор создали благоприятные условия для появления там сектантов всех мастей. Каких только сект и толков там не было. Что ни улица, то своя вера и свой поп, что ни переулок – свой начетчик /1/. По данным ревизии 1835г. в Дубовке насчитывалось 10 сект, впоследствии число их увеличилось. В посаде уживались безпоповцы, поморская секта, нетовщина, спасовщина, молокане-субботники, молокане-воскресники, хлысты, раскольники австрийского священства, перекрещенцы и прочие. В одной семье могли быть члены четырех разных сект: отец - молоканин, жена -нетовка, сын – спасовец, его жена- поморской секты . Каждый вел себя и соблюдал посты сообразно с нравами своей секты /2/.
Неофициально Дубовка считалась столицей молокан. В частности, в 1836г. в Дубовке проживало молокан-субботников 54 человека, молокан-воскресников 510 человек. По сведениям царицынского протоиерея П. Лугарева молокане объявились в уезде в небольшом количестве в 1805г. В 1814г. они оказались среди вернувшихся из-за границы беглых солдат, барских людей и бродяг, приписанных в купечество и мещанство Дубовки по Высочайшему манифесту /3/. Следующая волна сектантов оказалась в Дубовке в эпоху императора Николая 1, по повелению которого повсеместно изживались раскольничьи секты и их вожаки. Окраинная Дубовка оставалась последним прибежищем сектантов, как магнитом тянула к себе беженцев и была ими переполнена. К этому времени относится появление в посаде Онуфрия Ивановича Казеева. Он был причислен к купцам 3 гильдии по указу Саратовской казенной палаты от 20 февраля 1833г. за №1667 из вновь зарегистрированных дубовских мещан /4/.Он стоял во главе молокан воскресенского толка. Местный дубовский благочинный иерей Максим Волновский считал «закоренелейшими из молокан и более всех вреднейшими купца 3 гильдии Ивана Петрова Крючкова с детьми и мещанина Ермолая и его сына Гавриила Хворостова. Среди менее вредных были купцы И. С. Гренин и О.И. Казеев» /3/. Секта молокан образовалась в 1775г. из среды духоборов. Главный принцип молокан состоит в предпочтении духовного над материальным. Они отрицали:
- храмы, потому что истинные верующие могли в любом месте поклоняться Богу;
- церковную иерархию, основываясь на том, что Христос избирал себе апостолов не из священников и не посвящал их в духовный сан, следовательно, священники ничуть не ближе к Богу, чем все остальные;
-священные таинства, включая крещение и причастие, потому что даже апостолы не были крещены водой. Само по себе крещение водой не может спасти, предохранить от злых дел или отвратить кару Божью за дурные поступки, иначе среди крещеных не было бы нарушителей Божьих заповедей.
Занимаясь исследованием раскола и пытаясь понять суть учения молокан, историк Николай Иванович Костомаров побывал в Дубовке и встретился с Онуфрием Казеевым, которому он преимущественно обязан сведениями о вероучении молокан. Свою встречу с Онуфрием Ивановичем Казеевым он описал в своей «Автобиографии» и очерке «Воспоминания о молоканах» /5,6/.
По мнению Н.И. Костомарова, Онуфрий Казеев считался самым ученым и самым опасным лжеучителем среди воскресников. Ни один десяток верующих сбит им с пути православной истины. О нем носился слух, что в былые времена его интеллектуальной силе никто не мог противостоять. Нужно только, чтобы он поговорил с человеком час другой, и этого было достаточно, чтобы обратить собеседника в свою секту вопреки его воле. У него была сила слова, сопровождаемая каким-то обаянием, располагавшим слушателя заранее в его пользу. Он знал множество текстов священного писания, умел чрезвычайно искусно и остроумно применять их, задавал противнику неразрешимые вопросы и ставил его в тупик, находил в суждениях человека противоречие и бессмыслицу и пророчески на него поглядывая, приводил в смущение, а если попадал на более смышленого, то ловко изворачивался в куче сравнений, примеров, сопоставлений, переходил от одного предмета к другому и даже если, в сущности ,он не мог опровергнуть соперника, то совсем сбивал его с толку и одерживал победу. Цветущее время его софистической деятельности пришлось на 20-е гг. 19 века при императоре Александре Павловиче.
В эпоху императора Александра I молокане не подвергались гонениям, хотя и не получали поддержки. Убежденный в своей вере Онуфрий Иванович Казеев написал прошение государю императору Александру I от имени всего молоканского общества о позволении молоканам свободно отправлять свою религию наравне с иностранными протестантами и посылать молодых людей в Дерпт для изучения богословия в протестантском духе.
Видимое сходство в воззрениях молокан и протестантов побудило Онуфрия Ивановича Казеева отправиться к гернгутерам в Сарепту. Он изложил тамошнему пастору свое учение и поинтересовался, не похоже ли оно на протестантское. Однако пастор нашел, что между молоканами и протестантами мало общего. Западное протестантство – плод просвещения, молоканство - плод невежественного умничанья. «Ты - мужик, - сказал благоразумный пастор, - и никакой науке не учился, не твое дело рассуждать о вере, в какой вере ты родился, той и держись. Как тебе царь приказывает верить, так и верь» /5,6/.
Время царствования Александра I было блаженным для молокан, но с наступлением нового царствования они подверглись преследованию. Многих, объявленных распространителями лжеучения, высекли кнутом, пометили клеймами и сослали в каторгу, других за упорство стали выселять на Кавказ. Оставшимся на родине запрещали отлучаться далее 30 верст от места рождения, их торговые предриятия парализовывались запрещением вступать в гильдии и повышенным налогообложением, нельзя было нанимать православных в услужение, отдавать детей в училища, дети от браков сектантов считались незаконнорожденными и лишались прав наследования, свидетельства сектантов против православных в судебных делах не принимались /5,7,8/. 27 мая 1820г. вышел указ «О запрещении старообрядцам занимать государственные должности». Халатность, потворство расколу создали благоприятную почву для его распространения и сохранения в Саратовском крае. Именно поэтому указ о раскольниках 1820г. остался невостребованным. В 1835г. Министерство внутренних дел, обеспокоенное, что указ не выполняется, направило запрос в канцелярию Саратовской губернии с просьбой проконтролировать его реализацию. Вплоть до конца 1835г. никаких мер принято не было. 5 декабря 1835г. губернаторскую должность занял Александр Петрович Степанов, бывший адъютант Суворова. Памятуя наставления прославленного полководца, он активно взялся за искоренение раскола. Его деятельность для саратовского старообрядчества и сектантства оказалась разрушительной. Всего за один год многие старообрядческие купеческие фамилии угасли, иргизские монастыри окончательно перешли в единоверие/9/. В 1837г. 119 молокан из Дубовки обратились к министру внутренних дел Д.Н. Блудову с прошением о переселении их в гг. Ленкорань, Шемаху и Кубу, где уже осели их единоверцы. Среди сектантов были исключительно купцы 3 гильдии, обремененные большими семьями: Жабины, Самодуровы, Хлюпины, Ионовы, Грушенковы, Захарочкины, Крючковы и т.д. /3/. Онуфрий Иванович Казеев из страха, как бы не открылись его дела по переманиванию православных в секту молокан, перешел в православие. Понемногу он принял новое вероисповедание и сделал вывод о совместимости двух религиозных направлений. Он написал большое сочинение о необходимости принимать обрядовое крещение и привел множество мест из Нового и Ветхого Завета о святой воде.
Дети от такого брака Онуфрия Казеева с Василисой считались незаконнорожденными /т.е. рожденными вне церковного брака/ /10/. Приняв православие в 1836г., Онуфрий Иванович крестил всю свою семью, включая 10-летнего Илью и 11-летнего Ивана /11/.
Внуки Онуфрия Ивановича Казеева от сына Ивана вновь отошли от православия и давали подписку в полицейское управление о своей принадлежности к расколу.
Потомки Ильи Онуфриевича Казеева остались православными. Сам он был истинно верующим человеком, и в 1877г. прихожане единогласно избрали его на должность ктитора главного храма Дубовки – Успенского собора /12/. Его сын Петр Ильич Казеев также исполнял обязанности церковного старосты Покровской кладбищенской церкви Дубовки и на свои средства капитально отремонтировал ее в 1881г. и снабдил церковной утварью /13/.
Местный протоиерей считал Онуфрия Ивановича Казеева человеком примерного благочестия и нравственности. Однако, историк Н.И. Костомаров, побеседовав с ним, пришел к выводу, что хотя Казеев искренне обратился к православию, но его православие осталось сильно пропитанным взглядами секты духовных христиан, как называли себя молокане. Встреча Н.И. Костомарова с О.И. Казеевым состоялась в апреле 1858г. Год спустя в сентябре 1859г. Онуфрий Иванович Казеев в возрасте 72 лет умер от холеры, оставив по духовному завещанию двухэтажный каменный дом №23 на Московской улице Дубовки своему сыну Илье Онуфриевичу Казееву /14,15,16/.
Литература.
1. Саратовский листок, 4 ноября 1879г.
2. Старый Саратов. Летопись. Воспоминания. Факты. Саратов, 1995г., т.1.
3. Кузнецов В.В. Купечество малых волжских городов Саратовской губернии. Диссертация. Саратов, 2007г.
4. ГАСО, ф28, оп1, д906, л284об, 1835г. Ревизские сказки.
5. Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989г.
6. Костомаров Н.И. Раскол /Воспоминания о молоканах/. Смядынь, 1994г.
7. Историко-бытовой словарь. Российский архив, Москва, 1999г.
8. Большая Советская энциклопедия. Москва, 1974г.
9. Наумлюк А.А. Об осуществлении правил 27 мая 1820г. «О запрещении старообрядцам занимать государственные должности» в Саратовской губернии.
10. ГАСО, ф28, оп1, д1673, л32, 1850г. Ревизские сказки.
11. ГАСО, ф28 оп1, д1673, л31об, 1850г. Ревизские сказки.
12. Саратовский справочный листок, 13 октября 1877г.
13. Минх А.Х . Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1898г.
14. ГАВО, ф339, оп49, д5, 1859г. Успенский собор. О смерти О.И. Казеева.
15. Саратовские губернские ведомости, 2 августа 1860г.
16. ГАВО, ф235, оп1, д319, лл7, 7об. Вводный лист на дом.
* Текст статьи публикуется с любезного разрешения автора.
|