[ЦГО]

Главная_страница
События,новости
История
Архивы
Библиотека_старинных_и_редких_изданий_и_публикаций
Фотогалерея
Персональные_страницы
Ссылки_на_родственные_сайты
Форум

Home

В.Н. Мыльцин
Персональная страница

Разделы:

О себе
Семейная хроника
(главы из книги)

* * *

 

Rambler's Top100

 

Rambler's Top100
Персональные страницы > В.Н. Мыльцин > Семейная хроника

Семейная хроника:
Мыльцины, Архиповы, Лазаревы, Аниконовы, Саркисовы

(по нашим воспоминаниям: 1900-ые – 2000-ые гг.)

Cоставил: Мыльцин В.Н.

Волгоград, 2008-2011

 

1. НЕБОЛЬШОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

2. ПРЕДКИ

3. «АРХИВАРИУС» (лирическое отступление -1)

4. БОРИСОГЛЕБСК - УРЮПИНСК

5. МЫЛЬЦИНЫ — АРХИПОВЫ (отцовская линия)

6. БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ОТЦА (Мыльцины)

7. ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ (лирическое отступление -2)

8. ЛАЗАРЕВЫ — САРКИСОВЫ (материнская линия)

9. БРЮКИ (лирическое отступление -3)

10. АШХАБАД (1900-ые –- 1947 гг.)

11. КОВЁР (лирическое отступление -4)

12. АКМОЛИНСК (1942 — 1952 гг.)

13. ОДНОКЛАССНИКИ (лирическое отступление -5)

14. БАКУ (1952 -- 1992 гг.)

15. АНИКОНОВЫ - ЛАЗАРЕВЫ

16. ОДНОКУРСНИКИ (лирическое отступление -6 )

17. СТАЛИНГРАД (1960 — 2000-ые гг.)

18. ТОСТ (лирическое отступление -7)

19. УГРИНОВИЧИ

20. ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

* * *

11. КОВЁР

(лирическое отступление - 4)

Ковёр был куплен где-то во второй половине 30-ых годов (теперь приходится уточнять: прошлого ХХ века), когда жизнь после трудного периода наладилась, и в семье появился достаток. В памяти сохранилось: ослепительный жаркий день, залитая ярким солнцем центральная улица Ашхабада, и родители несут из магазина свёрнутый в рулон ковёр, а я в припрыжку бегу между ними, касаясь рукой его шершавого бока. Дома ковёр торжественно вешается над кроватью, он кажется огромным, занимающим всю стену, нижняя кромка его на уровне моих глаз. По вечерам, засыпая, я долго рассматриваю яркие и таинственные узоры ковра, обступающие меня со всех сторон, заполняющие всё пространство.
Вот длинный-длинный ряд разноцветных человечков со странно поднятыми плечами (…какая-то тайна пляшущих человечков?), или же это нахохлившиеся птицы среди болотной топи. А вот чуть повыше выстроились в ряд разноцветные жуки, перебирают своими длинными лохматыми лапками. Перевожу взгляд – и фигурки, как живые, перемещаются, разбегаясь в разные стороны. В центре ковра угловатые геометрические узоры с яркими белыми пятнами как пропеллер (…вот почему летает ковер-самолёт!). Рисунок ковра завораживает, убаюкивает…
Потом уже, многие годы спустя, в интерьерах бытовых сцен, мелькающих постоянно на экране телевизора или в кино, взгляд, как в стоп-кадре, выхватывает деталь – ковёр на стене – и подсознательно ищешь узор знакомого рисунка. И вот после длительных разъездов и долгих лет разлуки я оказываюсь среди родных, и мне готовят постель на диване, над которым висит тот же так хорошо знакомый мне с детства ковёр…
Передо мной знаменитый туркменский ворсовый ковёр. Раньше подобные ковры назывались персидскими и были предметом роскоши и признаком достатка. Название это не верное и пришло оно к нам из Европы, куда восточные ковры были завезены из Ирана. В период ренессанса художники западноевропейских школ, как бы щеголяя друг перед другом, изображали на своих полотнах восточные ковры из-за их красочности и замысловатого рисунка. В бесконечном множестве зооморфных и растительных орнаментов на этих коврах использованы в стилизованной форме символы и тотемные знаки различных туркменских племён. Эти знаки в виде коврового рисунка дошли до наших дней из глубины доисторических времён и были когда-то предметами культового поклонения или талисманами (оберегами), многие из них до сих пор не объяснены учёными и их смысл, по-видимому, утерян навсегда. Рисунок туркменского ковра строго специфичен для каждого племени, и по нему можно определить место его изготовления, и к какому племени он относится. В центре Ашхабада стоит памятник В.И.Ленину, на постаменте которого с четырёх сторон изображены символы текинского, салорского, йомудского и пендинского ковров, что символизирует дружбу и единство туркменского народа.
И вот я сейчас стою в уютной городской квартире в центре России и внимательно рассматриваю наиболее известный из туркменских ковров - текинский, а точнее - это ахалтекинский ворсовый ковёр ручной работы. Это самый красочный ковёр, вобравший в себя всё разнообразие орнаментов туркменских ковров. В его расцветке преобладает густой красный цвет, цвет зёрен спелого граната. На общем красном фоне рельефно выделяются отдельные яркие белые пятна как блёстки солнечных бликов. Можно думать, что красочность ковра контрастирует с представлением об унылом и однообразном пейзаже туркменской пустыни. Но это не так. Яркие краски ковра - это жар полудённого солнца и пурпур заката над Каракумами, в них вся палитра цветущих оазисов и богатств щедрой туркменской земли.
В центральной части ковра размещаются в три ряда крупные, величиной с ладонь, своеобразные эмблемы или медальоны, имеющие эллиптическую форму с изломанными и угловатыми обводами. Внутри медальонов заключён прямоугольник, в середине которого находится ромб. Медальоны вытянуты по горизонтали и делятся на четыре части тонкими нитями тёмно-синего цвета, которые разделяют и всю центральную часть ковра на прямоугольники. Внутреннее пространство эмблем заполнено рисунками в виде нескольких трезубцев, которые напоминают перепончатую лапку птицы, и фигурок похожих на головки то ли верблюда, то ли коня. В орнаменте преобладают трезубцы, которые являются отличительным племенным знаком, а вся эмблема, по-видимому, представляет собой своеобразный герб племени. Возможно, что трезубец является предшественником старинного рунического знака означающего «мир», «покой». В свободном пространстве между крупными эмблемами размещаются дополнительные более мелкие эмблемы со сложно орнаментированным рисунком, который вряд ли поддаётся интерпретации.
Центральное поле ковра обрамляется широкой каймой, состоящей из девяти рядов. В орнаменте каймы присутствуют и стилизованные изображения птиц, жуков, и просто геометрические фигуры, в расцветке которых используются три цвета: чёрный, белый и оранжевый, чередующиеся таким образом, что создаётся иллюзия их перемещения, так называемый бегущий рисунок. По краям ковра, снизу и сверху, имеется ещё одна дополнительная кайма с рисунком в виде ромбов с гребенчатыми краями, и которая заканчивается красивой бахромой из белых скрученных нитей основы. Длинная белая бахрома придаёт ковру особую торжественность и нарядность.
Когда умерла мама, прожившая долгую полную тревог и забот девяностотрёхлетнюю жизнь, я попросил у брата на память один из оставшихся по наследству ковров. Это был небольшой, метр на полтора, уже старый и сильно потрёпанный по краям ковёр, который принадлежал ещё нашей бабушке. Возможно, что его видели и держали в руках и её родители. Но странное дело: краски ковра нисколько не потускнели, они такие же яркие и привлекательные. Особенность туркменских ковров: время не старит их, и со временем они становятся ещё краше и наряднее. Рассказывают, что в старину новые ковры бросали под ноги проходящего каравана верблюдов, чтобы придать коврам блеск и свежесть.
Я постелил ковёр в своей комнате около кровати, и каждое утро, будь то зимой или летом, когда солнечным светом наполняется вся комната, и яркие лучи солнца падают на него, я долго всматриваюсь в ковровый рисунок: минувшее чередой проходит перед моими глазами, и я мысленно разговариваю с родными…
Это салорский постилочный ковёр ручной работы, наиболее красочный и богато орнаментированный из всех туркменских ковров. В цветовой гамме ковра преобладает тёмно-вишнёвый фон. Ковёр тонок, его можно свернуть как простыню. Он на удивление гладок и при прикосновении даже не ощущаются его ворсинки. Это достигается применением при создании ковра так называемого полуторного узла. Мне посчастливилось посетить ковровую фабрику в Ашхабаде и наблюдать процесс создания ковра. Ткут ковры только женщины, и в старину особенно ценилась невеста, умеющая ткать ковёр. Ковровщица ловкими и быстрыми движениями рук завязывает узел нити и тут же её обрезает на нужную длину и берёт новую нить, причём нужного цвета, так как цвет меняется постоянно в зависимости от рисунка. Чтобы не ошибиться, в последовательности смены цветов, надо держать в уме весь ковровый рисунок и каждый узор в отдельности. Кажется, что это под силу только компьютеру! А ведь только в пределах одной эмблемы таких узлов необходимо завязать около двух- трёх, а иногда и более тысяч, в зависимости от плотности ковра и толщины нити.
В центральной части солорского ковра размещены правильные восьмиугольники, которые украшены рядами парных завитков, которые похожи на рога и символизируют барана. Это характерный элемент салорского ковра, который присутствует также и в кайме, состоящей из нескольких рядов. Кайма богато орнаментирована разнообразными зооморфными и геометрическими фигурами. По низу ковра имеется ещё одна дополнительная широкая кайма, заполненная узорами в виде чередующихся геометрических фигур.
Все узоры ковра – это своеобразные руны, только, к глубокому сожалению, читать которые современные люди разучились, а предки посредством их передают нам свои душевные ощущения и восприятие жизни. В симфонии цветовой гаммы ковровых узоров чудится мелодия – это голос Древнего Турана - звучит торжественная мелодия, но слов разобрать невозможно: ключ к расшифровке давно утерян.

В.Н. Мыльцин
«Экономическая и философская газета» №35 (823) август 2010

 

* * *

 

Copyright © Царицынское Генеалогическое Общество